ЗВК Реагент-3000 для ДВС Супердрайв >>>
ЗВК Реагент-3000 для ДВС (двигателя) >>>
ЗВК Реагент-3000 для трансмиссии >>>
ЗВК Реагент-3000 для
АКПП >>>
ЗВК Реагент-3000 для ГУР >>>
ЗВК Реагент-3000 для топливной системы >>>
ЗВК Реагент-3000 для рекристаллизатор >>>
Можно ли улучшить моторное масло?
Александр БУДКИН
Сегодня вряд ли найдется автомобилист, который ничего не слышал о всевозможных присадках, предназначенных для добавки в топливо или масло. Производители таких присадок обещают нам порой столь высокий эффект от их применения, что ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать. Однако производители моторных масел крайне скептически относятся ко всяким попыткам "улучшения" их товарной продукции - дескать, лукавство все это, хорошему маслу ничего не нужно. Кто из них ближе к истине - те, кто предлагает сделать своему двигателю подарок, или те, кто говорит "не пей, козленочком станешь"?
Мы решили провести экспертизу известной присадки и начать свой рассказ о "подкапотной химии" с этого конкретного примера.
ЧТО И КАК ИСПЫТЫВАЛИ
Задача любой присадки - улучшить один или сразу несколько показателей масла. Есть присадки, которые повышают моющие или диспергирующие свойства масла, снижают его коррозионную активность, уменьшают потери на трение или износ (это не одно и то же), увеличивают индекс вязкости масла и т. д. Почти во всех случаях попытка улучшить одни показатели сопровождается пусть даже незначительным, но ухудшением других. Вопрос лишь в том, что улучшений должно быть больше, чем ухудшений.
Выбирая химию для теста, мы остановились на присадке STP 4-cylinder Oil Treatment ("Присадка к маслу для 4-цилиндровых двигателей") американской фирмы STP. Она предназначена для двигателей с пробегом более 50 тыс. км и, по данным фирмы, должна расширять температурный диапазон работы масла, увеличивать его высокотемпературную вязкость, улучшать диспергирующие свойства (способность масла к растворению продуктов собственного окисления и частиц нагара), а также улучшать работу пар трения.
Остается выбрать масло. Мы решили остановиться на минеральном масле группы качества SG - именно на нем испытывала присадку сама фирма (эксперимент проводился на "таксистах" в Нью-Йорке). Кроме того, выбранное нами масло должно присутствовать в списке препаратов, рекомендованных ВАЗом для применения на "жигулях" и "самарах". При этом желательно, чтобы эксперименты проводились на масле известной фирмы. Учитывая все перечисленные требования, пришлось ради чистоты эксперимента раскошелиться на масло Castrol GTX со следующими характеристиками: вязкость по SAE - 15W40, класс качества по API - SG/CD.
Комплекс испытаний, которые должно пройти чистое масло и масло с присадкой, предстояло определить специалистам 25-го ГосНИИ МО РФ. С одной стороны, необходимо проверить обещания фирмы, с другой - выработать практические рекомендации по применению подобных присадок.
В тесте использовались методы лабораторной оценки: они позволяют проверить основные эксплуатационные свойства, не прибегая к длительным и трудоемким испытаниям на двигателе. Например, многие параметры масла можно определить после его ускоренного каталитического окисления в течение трех часов при температуре 230°С. Кроме того, проводились испытания на установке, моделирующей поведение масла (с присадкой и без нее) в двигателе: здесь определялось количество отложений на поршне. И наконец, для проверки антифрикционных и противоизносных свойств проводились опыты на специальной машине трения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый из контролируемых показателей - кинематическая вязкость масла при 100°С. Поскольку присадка предназначена для двигателей с пробегом свыше 50 тыс. км, увеличение высокотемпературной вязкости на 16% - один из тех результатов, ради которого присадка и применяется. Но при этом возрастает и низкотемпературная вязкость (второй показатель в таблице). В нашем случае она возросла на 8,8%. В итоге температурный диапазон работы масла увеличился. Об этом свидетельствует третий показатель - класс вязкости по SAE. Исходное масло SAE 15W40 после добавления в него присадки превратилось в SAE 15W50. Здесь следует оговориться: повышение вязкости масла для старого двигателя, конечно, необходимо, но до определенного предела. Многие специалисты склоняются к тому, что масло с высокотемпературной вязкостью "50" пригодно лишь для очень сильно изношенных отечественных двигателей. Для слабо- или среднеизношенных выше "40" лучше не использовать.
Четвертый показатель в таблице - изменение вязкости при окислении. В любом масле при его старении протекают два параллельных процесса: окисление масляной основы, приводящее к увеличению вязкости, и одновременное разрушение загущающих присадок, ведущее к снижению вязкости. В базовом масле два этих процесса уравновешивают друг друга, поэтому при окислении чистого масла его вязкость не изменилась. Добавив присадку, мы увеличили в масле "дозу" загустителей, и теперь два указанных эффекта уже не компенсируют друг друга. Вывод: по мере срабатывания масла с присадкой вязкостные свойства постепенно возвращаются в исходное состояние (состояние масла без присадки). Подобный результат абсолютно закономерен и говорит лишь о том, что основные законы физики и химии никто пока не отменял.
Пятый показатель - потеря массы свинцового образца - характеризует коррозионную активность масла. Из таблицы видно, что введение присадки повысило коррозионную активность в два раза - вот оборотная сторона медали. Но, по утверждению специалистов, проводивших испытания, даже вдвое завышенный показатель остается пока на безопасном для двигателя уровне. Опасной считается потеря свинцовым образцом 10 мг массы, а в нашем случае эта потеря составила 4 мг.
Шестой показатель - оптическая плотность - косвенно характеризует качество масла: чем он ниже, тем лучше. Повышение оптической плотности на 14% еще не говорит об ухудшении масла, но уже заставляет осторожнее относиться к избыточной концентрации присадки. Если сказано производителем добавлять 10% от общего количества масла, значит, столько и нужно добавлять. Здесь именно тот случай, когда "кашу маслом" можно испортить.
Седьмой показатель - способность масла растворять продукты собственного окисления. В протоколе испытаний этот параметр значился как отношение оптических плотностей, определяемых на синем и красном светофильтрах. Именно поэтому физическая размерность у параметра отсутствует. Увеличение этого показателя на 14,1% свидетельствует об улучшении способности растворять продукты окисления, иначе говоря, о способности масла долгое время "не темнеть". Показатель этот весьма важен - масло способно долго сохранять высокие эксплуатационные свойства.
Следующий показатель в таблице - способность масла растворять посторонние загрязнения - очень близок по смыслу к предыдущему. Ведь маслу действительно приходится растворять в себе не только продукты собственного окисления, но и частицы нагара, и продукты неполного сгорания топлива, попадающие в масло. Этот показатель при добавлении присадки ухудшается на 4%.
Два последних из упомянутых выше параметров характеризуют так называемые диспергирующие свойства масла. Сопоставление 4-процентного ухудшения одного из них с 14-процентным улучшением другого позволяет говорить об общем улучшении диспергирующих свойств, но с оговоркой, что небольшой проигрыш по одной из двух составляющих нами все-таки обнаружен.
Девятый и десятый параметры характеризуют работу масла в парах трения (так называемые трибологические свойства). Износ образца из стали, очевидно, определяет противоизносные свойства масла, и здесь эффективность присадки оказалась наивысшей - 28,6%. Второй из этих двух показателей - прирост температуры в зоне трения - также улучшился, и весьма заметно - на 22,7%. Он косвенно характеризует величину коэффициента трения: чем меньше температура в зоне трения, тем меньше потери на трение. Следовательно, применение присадки позволит снизить потери, а значит, и расход топлива, правда, не на 22,7%, а на 2-3% при полной мощности двигателя или 3-5% на холостом ходу.
Но самый главный факт в таблицу не попал: если присадку добавлять в свежее масло, то к моменту выработки его ресурса количество отложений на поршне будет таким же, как и при работе на чистом масле, но вот в случае, когда присадка добавляется в отработавшее масло, чего по инструкции производителя делать нельзя, ситуация меняется: отработавшее масло с только что добавленной присадкой на 70% увеличивает число отложений на поршне по сравнению с отработавшим маслом без присадки. Вывод: присадку нужно добавлять в масло при его замене или на первых двух тысячах километров. В этом случае она даст положительный эффект и не вызовет пагубных последствий. Если же вы добавите присадку в масло после 8-10 тыс. км пробега, то тем самым не только ничего не выиграете, а, напротив, испортите и без того уже выработавшее ресурс масло. Объясняется это просто: пока масло свежее, оно легко растворяет в себе все компоненты добавляемой присадки, а отработав большую часть положенного срока, теряет многие свои возможности и уже не в состоянии "впитать" в себя ничего "лишнего".
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Всякое лекарство, особенно сильнодействующее, не только лечит, но и дает побочный эффект. Есть он и при использовании присадок. Результаты нашей экспертизы помогли выработать некоторые полезные советы для тех, кто решится на применение присадки: не доливайте ее в масло, прошедшее более 2-3 тыс. км; всегда точно соблюдайте дозировку; будьте осторожны при использовании присадок, повышающих вязкость масла (на флаконе с такой присадкой в тексте промелькнет слово viscosity - вязкость). Такие присадки не следует доливать в масла с цифрой "50" в индексе вязкости (например, SAE 20W50) и, быть может, даже в "сороковые" (SAE 15W40). Имейте в виду, что эффект от применения присадки тем выше, чем дешевле масло, но "почувствовать" его, сидя за рулем, мягко говоря, трудно: никакая присадка не сможет превратить "Жигули" в "Мерседес".
И еще: все вышесказанное относится к конкретной присадке. Не беремся утверждать, что действие других будет таким же.
Редакция благодарит
25-й ГосНИИ МО РФ
за помощь в подготовке материала.